Вторник
14.05.24
БГОО
     Главная/ Статьи/ Библиотека/ Форум/ Фотоальбом/ Гостевая/ Контакты/ О сайте/ RSS

О НАС


РУБРИКИ

Международные [2]
в Украине [8]

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ




Новости г. Белицкое


Новости библиотеки


Новости музыкальной школы


НУЖНА ПОМОЩЬ

Благотворительный фонд АдВита. Сбор пожертвований на лечение онкологических больных Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ»

ДРУЗЬЯ САЙТА

Жизнь Добропольского края"
Сумське УВП УТОС
Портал по нервно-мышечным заболеваниям

СТАТИСТИКА



Сегодня на сайте были:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Правовые документы » в Украине

Об обеспечении предприятии трудоустройства инвалидов

Об обеспечении предприятии трудоустройства инвалидов

Забота украинского государства об инвалидах проявляется в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения потребностей инвалидов в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной трудовой и общественной жизни.

Украинским законодательством установлено, что инвалиды в Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией и другими законами Украины, наравне в обычными гражданами Украины. А значит, имеют право на труд, закрепленное в ст.43 Конституции. Гарантируется же это право инвалидов на труд законодательством о социальной защите инвалидов в Украине, ведущее место в котором занимает Закон Украины « Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» ( далее- Закон).

Так, Законом установлено, что инвалидам обеспечивается право работать на предприятиях (организациях, учреждениях), заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, которая не запрещена законом.

Этим же Законом установлена соответствующая этому праву обязанность предприятия:

• выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов

• информировать Фонд социальной защиты инвалидов о наличии и количестве таких рабочих мест

• отчитываться перед Фондом о занятости и трудоустройстве инвалидов

Этим же Законом установлено, что количество рабочих мест, которое предприятие обязано выделить или создать для трудоустройства инвалидов, определяется путем установления норматива рабочих мест.

Для предприятий, среднеучетная численность штатного состава работников учетного состава за год которого составляет более 25-ти работников, такой норматив равен 4% среднеучетной численности штатного состава работников учетного состава за год.

Если от 25-ти до 8-ми работников – норматив равен 1 рабочему месту, менее 8-ми работников – норматив равен 0, т.е. такое предприятие не обязано выделять и создавать рабочие места для инвалидов.

Законодательством, которое действовало до 01.01.06 года, было установлено, что если окажется, что число работающих (трудоустроенных) инвалидов будет меньшим, чем это установлено нормативами, то на предприятие накладываются штрафные санкции в размере суммы среднегодовой заработной платы за каждое незанятое рабочее место. Для предприятий же, на которых работает от 8-ми до 15-ти работников, штрафные санкции устанавливаются в размере 50% от суммы среднегодовой заработной платы за каждое незанятое рабочее место. При этом указанные штрафные санкции предприятие самостоятельно обязано уплатить Фонду не позднее 15-го января года, следующего за отчетным.

За нарушение сроков уплаты штрафных санкций на предприятие дополнительно накладывается обязанность уплатить пеню в размере 120% годовой учетной ставки НБУ от суммы просрочки за каждый день просрочки.

Как на практике действовал механизм привлечения предприятий к ответственности за необеспечение трудоустройства инвалидов? Да, очень просто.

Каждому предприятию в соответствии с подаваемым им же отчетом о среднеучетной численности штатного состава работников учетного состава за год Фондом доводился норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

С этого момента предприятие обязано было не только выделить и создать рабочие места для инвалидов, но и обеспечить занятие инвалидами этих рабочих мест.

При этом ежегодно предприятие отчитывалось перед Фондом о состоянии занятости инвалидами этих рабочих мест путем подачи Фонду отчета по форме № 10-П1.

Получив такой отчет, Фонду оставалось лишь сверить данные о занятости рабочих мест с доведенными для предприятия нормативами и расчитать сумму штрафных санкций.

Поскольку уплату штрафных санкций согласно законодательства предприятие обязано было производить самостоятельно, а поэтому это никогда не происходило на практике ( кто же будет самостоятельно уплачивать штрафы), то взыскание таких штрафов осуществлялось Фондом через суд.

Анализ практики разрешения таких споров в суде показывал, что чаще суд разрешал эти споры в пользу предприятий по таким причинам.

Законодательством о социальной защиты инвалидов, действующим до 01.01.06 года , предусматривалось, что обязанность по трудоустройству инвалидов возлагалась на сам Фонд и его органы на местах.

В обязанности же предприятия в этой части входило лишь выделение и создание рабочих мест для инвалидов согласно доведенных нормативов, информирование Фонда о наличии таких рабочих мест на предприятии, а также непосредственно трудоустройство ( принятие на работу) инвалида, направленного Фондом на такое предприятие.

Поэтому выявленное по итогам года незаполнение этих рабочих мест ( а следовательно нарушение нормативов) при соблюдении предприятием указанных выше обязанностей фактически происходило из-за невыполнения Фондом возложенных на него обязанностей по трудоустройству инвалидов на зарезервированные ( выделенные, созданные) предприятием рабочие места для инвалидов, т.е по вине самого Фонда. Если суд устанавливал, что предприятие полностью выполнило свои обязательства по трудоустройству инвалидов ( т.е. создало рабочие места согласно нормативам, своевременно и в установленом порядке информировало Фонд о налиии таких мест, а также готово было трудоустроить всякого инвалида, направленного ему Фондом), то спор разрешался в пользу предприятия.

В связи с изменением законодательства о социальной защите инвалидов ( Закон № 3483- IV от 23.02.06 года) обязательства по трудоустройству инвалидов на рабочие места, созданные предприятием, теперь возлагались на само предприятие. Фактически это означает, что теперь предприятие не только обязано создать рабочие места для инвалидов согласно доведенных ему нормативов, не только своевременно и в установленном порядке информировать об этом Фонд, но и главное – самостоятельно найти и трудоустроить на эти рабочие места инвалидов.

Таким образом, обязательства по трудоустройству инвалидов новым законодательством полностью возложены на сами предприятия.

Как же в этих изменившихся условиях обеспечить защиту интересов предприятия ?

Консультацию с подробными рекомендациями по защите предприятия в вопросах обеспечения трудоустройства инвалидов Вы можете заказать в Юридическом бюро «Информ Плюс».

Юрист П.Онищенко

http://informplus.com.ua/rus/publ/publ_ur
Категория: в Украине | Добавил: HELEN (25.05.09)
Просмотров: 2312 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При копировании материалов сайта ссылка обязательна © 2024