5600 километров на костылях во славу Бога и Украины.
Путешествие Александра Мазуренко
...Дочитал последнюю страницу путевого дневника Александра
Мазуренко и еще раз подивился тому, как мог человек решиться на столь
отчаянный шаг? Ведь, согласитесь, не каждый физически здоровый человек,
даже имея все возможности и условия, возьмет и отправится - в одиночку! -
из конца в конец Украины. Просто, чтобы доказать, прежде всего, самому
себе, что я могу, у меня хватит и сил, и терпения, да и отваги тоже. Ведь
чего там: в наше смутное время иной и в магазин вечером не очень-то
охотно, с опаской, выходит. А тут - человек на костылях и на тебе: вздумал
совершить переход в 1600 километров от Луганска до Ужгорода "во славу Бога
и Украины", как он потом напишет. Вздумал, собрался - и пошел! И
протопал-проковылял путями-дорогами державы нашей все те 1600 километров,
ни разу не схалтурив, не воспользовавшись соблазном хотя бы километр
проехать в машине или на поезде. А ведь предлагали...
И разочарованно удивлялись отказу, чудачеству одноногого
путника, затерянного на пустынных, раскаленных солнцем и полных ветра
асфальтовых трассах. Или мокнущего под проливным дождем, холодного и
голодного, но все же не теряющего уверенности: он преодолеет все невзгоды
и дойдет до невероятно далекого и загадочного города под дивным названием
Ужгород.
Вместо предисловия
Так уж получается, что одному с самого рождения, как
говорится, везет, а у другого - начинаются всевозможные приключения.
Маленькому, скорее, даже крохотному, Сашке не повезло с
самого рождения: в роддомовской палате, где лежало с десяток малышей,
отошла стена, и за ночь новорожденных засыпало снегом. Утром медперсонал
ахнул, увидев сугробы в детских кроватках. Сразу же стали отогревать
малышей, но некоторых спасти от переохлаждения организма не удалось, а
Сашка, хотя и отогрелся, но тяжело заболел. Отходил мучительно долго, но
так и не излечился до конца от простуды, которая и ныне время от времени
дает о себе знать.
Но в армии в свое время отслужил. Престижно тогда это
было, на тех, кто получал "белый" билет, смотрели как на ущербных. А Сашке
хотелось стать солдатом, хотелось в армию, чтобы увидеть страну и жизнь
познать полнее. Вот и пришлось фактически обмануть медкомиссию, а потом
отказаться и от службы на юге, где, как сирота, мог бы служить под теплым
солнышком. Нет же, отказался, попросился на север, где, как считал,
романтики больше. И отслужил благополучно механиком в авиачасти, и к своим
бабке Марии и дедушке Ивану, у которых сызмальства рос и воспитывался,
вернулся.
А
потом - учеба в железнодорожном училище, работа на дороге, женитьба. В
общем, все как положено. В 1991 году один из первых на Донетчине, кто
вывесил над домом сине-желтый флаг. Троих детей с женой Ольгой
воспитал, взрослые уже, самостоятельные. Но тут случилось несчастье,
можно сказать, по вине самого же Александра. В тот день он выпил с мужиками. И не очень-то много, но
оказалось достаточно, чтобы потерять бдительность. В общем, пытался
вскочить на подножку еще не остановившегося вагона, а тут локомотив резко
тормознул. Александра по инерции крутануло на перилах и потянуло вперед,
набежавшие груженые вагоны ударили сзади и стряхнули его в пространство
между тепловозом и вагоном. Очнулся он уже в больнице, без одной ноги...
И вот лежал он так, выздоравливал, думы всякие думал и
газеты читал. Много он в свое время их выписывал, причем самых разных. А
там всякое писали, и взгляд время от времени натыкался на что-то
необычное. Прочитал как-то, что нардеп наш один известный из Киева пешком
в Бершадь отправился, и задумался. Вот ведь как получается: жизнь
продолжается, несмотря ни на что, люди решают свои проблемы, реализуют
планы и мечты, а тут...
Но тут же невероятная, шальная и коварная мысль в голову
закралась: а что, если и самому в дорогу отправиться? Вот так, на
костылях, и пройти такой путь, который еще никому покорить не удавалось.
Да, физически здоровые люди на многие авантюры отваживались, а вот чтобы
на одной ноге, скажем, "проскакать" Украину от края до края, что-то не
доводилось слышать. В общем, мысль родилась и уже не давала покоя. Было
это в 1997 году.
Из записи в путевом дневнике. "Свiт поважає сильних, а ми
бiдна держава, та я люблю її, люблю цей стражденний, ошуканий народ. Що я
можу зробити для тебе, коли сам став тягарем, втративши ногу, а з нею й
роботу, яку любив... Вирiшив духом не падати. Щось хочеться здiйснити
таке, щоб всiх здивувати. Пiдкорюють вершини, Пiвнiчний полюс, океани, але
то все - здоровi люди. Та я думаю, що й iнвалiди теж можуть щось.
Звичайно, сумнiвною була затiя пройти Україною 1600 кiлометрiв на
ми-лицях, але вона стала моєю мрiєю. Пообiцяв своїм дiтям, знайомим
здiйснити її. Хочу бути першим, хто в такий спосiб перетнув державу зi
сходу на захiд, ступив на кожен метр своєї землi, пронiс тризуб i прапор з
Луганська до Ужгорода. Хочу своїми очима побачити, яка вона, Україна, на
межi тисячолiть".
Начало пути
В Луганск Мазуренко решил отправиться на поезде, и тут
случилось такое, что едва не перечеркнуло все тщательно продуманное
мероприятие: коллеги по работе в суете дня забыли об обещании помочь с
погрузкой нехитрого дорожного скарба путешественника. Но, как это часто
потом бывало, выручили совсем незнакомые люди - студенты одного из вузов
Луганска. Подхватив самодельную "кравчучку" с поклажей, они втащили ее в
вагон, и поезд тут же тронулся...
Как интересно устроена наша жизнь. Другой бы на месте
нашего героя, выйдя из больницы, смирился бы с судьбой, пообвык к новым
обстоятельствам, и, тихонько пропивая положенную по инвалидности пенсию,
пас свою кормилицу-козу да ковырялся бы в небольшом огороде. А этому,
видите ли, захотелось приключений, захотелось что-то кому-то доказать.
Возможно, себе самому - в первую очередь.
5 мая 2000 года с вокзала в Луганске отправился Александр
Андреевич дорогами Украины...
Встречи
Представьте на мгновение такую ситуацию: с неба льет, как
из ведра, ночь, темень непроглядная, на многие километры - ни единой живой
души, только глухо и протяжно стонут-шумят деревья степной лесополосы, а
вы лежите на тонком коврике под зыбкой пленкой, одежда промокла и холод
собачий, но ни костра развести, ни другим способом согреться у вас нет
возможности. Не то что настроение испортится, а и в отчаяние прийти можно.
И бывали потом в пути такие моменты: то сильнейший дождь с ветром
набросятся на одинокого путника, то железо повозки не выдержит чрезмерных
каждо-дневных нагрузок, и положение окажется безвыходным. Но на помощь
Александру всегда приходили люди. Обычные наши граждане, сердобольные и
добрые, готовые поделиться с путником последним куском хлеба и своим
кровом. И это бескорыстие, добрая человеческая помощь были лучше всяких
похвал и восхищения.
Но случались и неожиданные встречи с собратьями по духу.
Уже за Уманью на дороге попались не совсем обычные путешественники. Стив
Сиэл из Мельбурна и Емико Сакагучи из Токио вдвоем уже более десяти лет
колесят на своих велосипедах по всему миру, передавая свои репортажи об
увиденном одной из японских газет. Так вот: объехав множество стран и
повидав всякого, они ни разу(!) не встречали путешественника на костылях.
И очень их удивила "техника" нашего путника, поскольку ничего подобного им
просто не приходилось видеть. Эта случайная встреча, возможно, останется в
памяти Александра как самая яркая и трогательная...
Всякое случалось...
В дороге всякое бывало. Больше, конечно, приятного, но
были и неудачные дни, тяжелые ночи и даже безвыходные, казалось бы,
ситуации. Первая неприятность случилась в Днепропетровской области, когда,
выйдя утром из дома большой и дружной семьи, во время первого привала
Александр Андреевич обнаружил пропажу крупной для него суммы денег. Но
винить, кроме себя, было некого. Но когда случилась пропажа во второй раз,
едва не вернулся назад. Тогда он заночевал в городском парке, а когда
проснулся утром, не обнаружил под головой своей дорожной сумки. Нашлась
она метрах в двадцати от места ночлега. Выброшенные документы - паспорт,
трудовая книжка - все разбросано, но, слава Богу, цело. Злоумышленники
взяли только деньги, складной нож и часы. Одинокому на большой дороге
путнику пришлось некоторое время питаться одним лишь супом из "Мивины" -
просить у людей хлеба стеснялся.
Были и курьезные случаи. Один Фома неверующий, встретив
путешественника в селе, никак не мог поверить, что тот действительно идет
пешком. И ничего лучше не смог придумать, как устроить засаду за селом,
чтобы раскрыть обман: мол, на попутках едет "ходок". Разочаровался, увидев
пешего, о чем и признался без всякого стеснения. О нем писали местные СМИ.
И чем дальше он шел, тем чаще его узнавали: простые люди, милиционеры на
постах ГАИ, водители-дальнобойщики. И в Закарпатье в крупных населенных
пунктах уже поджидали - не каждый ведь день к ним приходят пешком люди аж
из Луганска...
31 июля Александр Андреевич увидел, наконец, цель своего
путешествия - славный город Ужгород. Он тысячи раз рисовал в своем
воображении этот момент, но все оказалось намного прозаичней и проще. Но
главного он достиг - одолел дорогу длиною в 1 600 километров, переборол
свои страхи и сомнения, доказав, что чего-то все-таки стоит...
Снова зовет дорога
Дом семьи Мазуренко - у самого железнодорожного переезда,
рядом с оживленной автотрассой, самый первый в ряду. В маленькой отдельной
комнатушке - "штаб" путешественника, его мастерская и место отдыха после
тренировок. Да-да, тренировок, потому что ветры странствий снова зовут в
дорогу.
"Одна держава, одна мова, одна віра" - лозунг Александра Мазуренко, с
которым он пешим ходом на костылях преодолеет маршрут в 5600
километров, путешествуя Украиной. Находясь на Волыни, Александр
рассказал, что прошел уже свыше 2 тысячи километров, стартовав 5 мая
этого года году из города Доброполья Донецкой области, преодолевая
20-30 километров за день. Его маршрут пролег через Свердловск - Харьков
- Ахтырку - Сумы - Новгород-Северский - Чернигов - Киев - Канев -
Обухов - Коростень - Ковель - Нововолынск - Владимир-Волынский. Впереди
Львов - Стрый - Ивано-Франковск - Черновцы - Измаил - Одесса - Николаев
- Херсон - мыс Тарханкут - Симферополь - Севастополь - Керчь -
Мелитополь - Мариуполь - Новоазовск. До конца года Александр Мазуренко
планирует финишировать в Донецке. - На этот раз решил обойти Украину по периметру, -
делится своими планами Александр Андреевич. - Побывать на своей малой родине, открыть для себя Измаил, пройтись
степными просторами Таврии... В общем, планы большие, потому и готовился
серьезно.
Пришлось изготовить новую, более вместительную тележку, в
которой будут и вещи, и продукты на первый случай. Для дороги нужен - из
практики теперь знаю - спортивный всепогодный костюм, которому не страшны
ни ветер, ни дождь. Коврик для постели уже испытан. Продуктов немного
прикупил уже - традиционную "Мивину", концентраты...
- Но для поддержания, восстановления сил необходимо более
калорийное питание, хотя бы сало, - попытался "подсказать" я.
- Для меня и этого достаточно. А вы думаете, все сегодня
едят сало и мясо? Отнюдь, это я вам могу подтвердить. За долгую дорогу
всякого пришлось повидать и скажу: многие сегодня перебиваются с хлеба на
воду. И вот я думаю: сможет ли бедная нация построить и защитить свою
независимую, свободную и демократичную державу? Меня это сегодня волнует,
как волнует и то, что украинцы не хотят говорить на своем родном языке, не
хотят знать своей истории... Вот поэтому я и решил посвятить свое новое
путешествие памяти украинского патриота из Калуша Олексы Гирныка, который
сжег себя на могиле Тараса Шевченко в Каневе.
- Подготовка, какая бы она ни была скромная, требует
определенных материальных затрат...
- Да, чтобы купить костюм, пришлось продать козу. Хорошо
еще, что друзья помогают. В прошлый раз меня здорово выручили наше
белицкое ООО "Любава", которое возглавляет Л.Т. Илло, фотограф студии
Вадим Большаков, коллеги по бывшей работе на железной дороге, а также
многие-многие до того не известные мне люди, с которыми встретился и
познакомился в пути. Спасибо им большое!
Мы еще долго вели разговор о дороге, о людях, о житейских
неурядицах, человеческой доброте и слабостях. Александр Андреевич
показывал мне свой "транспорт", серчал на продавца на рынке, который
всучил ему бракованное колесо от велосипеда, и теперь вот придется снова
ехать на рынок и просить замену. Я внимательно слушал своего
интереснейшего собеседника, и все никак не мог задать главный, как мне
казалось, вопрос: "Откуда, из каких источников, мил человек, ты черпаешь
такие силы?"
Николай ПРИНЦЕВСКИЙ ,
"Донбасс"
|