Предпринимателям-работодателям
теперь придется трудоустраивать инвалидов Ольга Шевцова,
газета "Частный предприниматель" № 1, январь 2006
В последнее время стало традицией, что наступление нового года не обходится для предпринимателей без потрясений. И если системы налогообложения для предпринимателей, к счастью, пока остаются прежними, то в порядке использования физическими лицами наемного труда появились свои особенности, которые предпринимателей явно не порадуют. Скажем, что такого "новогоднего сюрприза" от законодателей не ожидал никто.
Что произошло?
С 1 января 2006 года вступил в силу Закон Украины от 06.10.2005 г. № 2960 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов" (далее – Закон № 2960). Данным Законом внесены существенные изменения в Закон Украины от 21.03.91 г. № 875 "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее – Закон № 875), нормы которого теперь распространяются не только на предприятия, но и на физических лиц, использующих наемный труд.
В Законе № 875 ст. 19 и 20, которые устанавливали нормативы рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях и ответственность за их невыполнение, изложены в новой редакции. Именно эти статьи обязывают теперь и предпринимателей, имеющих наемных работников, создавать специальные рабочие места согласно нормативам и трудоустраивать инвалидов. Так, в ст. 19 Закона № 875 указано следующее:
"Для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц, – в количестве одного рабочего места".
Обязанность рассчитывать количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативами и трудоустраивать инвалидов возложена на предприятия и предпринимателей. Причем исключений для плательщиков единого налога не предусмотрено, поэтому предприниматели-упрощенцы должны "вписать" теперь в свои предельно допустимые 10 человек одного инвалида.
Кроме того, предприятия и предприниматели, использующие наемный труд, должны будут регистрироваться в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов (далее – Фонд) и представлять ему отчеты о занятости и трудоустройстве инвалидов.
А еще установлена админответственность за невыполнение предусмотренных Законом № 875 требований и уплата штрафа за нетрудоустройство инвалидов. Но обо всем по порядку.
Как считаем норматив?
Норматив для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов рассчитывается предприятиями и предпринимателями самостоятельно исходя из среднеучетной численности работающих в течение года штатных работников, т. е. оформленных по трудовому договору на основное место работы.
Среднеучетная численность штатных работников учетного состава за год рассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286 (далее – Инструкция № 286), вступившей в силу с 01.01.2006 г. и распространяющейся как на предприятия, так и на физических лиц – предпринимателей.
В соответствии с пп. 3.2.2 п. 3 данной Инструкции при исчислении среднеучетного количества штатных работников учетного состава принимаются во внимание следующие категории работников учетного состава: – оформленные по трудовому договору на основное место работы, в том числе работающие в данном конкретном месяце с условием испытательного срока;
– принятые или переведенные на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что отражено в трудовом договоре. (Такие работники учитываются как целые единицы.);
– оформленные по срочному трудовому договору для замещения работников, временно отсутствующих в связи с болезнью, отпуском по беременности и родам, отпуску по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного действующим законодательством;
– принятые на постоянную работу по направлению государственной службы занятости согласно договору с работодателем о предоставлении дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных;
– оформленные по трудовому договору и находящиеся в данном конкретном месяце в учебном отпуске или направленные с отрывом от производства в учебные заведения для повышения квалификации или овладения новой профессией...
Добавлено (28.07.09, 11.01.45)
---------------------------------------------
... При исчислении среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год не учитываются женщины, оформленные по трудовому договору, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и родами или по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного действующим законодательством, а также усыновившие новорожденного ребенка непосредственно из роддома.
Кроме того, согласно пп. 2.6 п. 2 Инструкции № 286, в учетное количество штатных работников не включаются:
– принятые на работу по совместительству с других предприятий, т. е. внешние совместители. (Несмотря на то, что в Инструкции № 286 указаны работники-совместители, принятые "с других предприятий", считаем, что в данную категорию входят и совместители, работающие по основному месту работы и у предпринимателей, так как такие работники будут учтены у таких работодателей как штатные единицы.);
– так называемые внутренние совместители, т. е. работники, оформленные на предприятии или у предпринимателя на основное место работы и работающие там же еще на полставки. (Такие работники в учетном количестве штатных сотрудников считаются как одно физическое лицо.);
– физические лица, выполняющие для предприятия или предпринимателя работы (услуги) согласно договорам гражданско-правового характера;
– лица, проходящие на предприятии или у предпринимателя производственную практику.
Рассчитанное согласно указанным правилам количество штатных работников учетного состава за каждый месяц суммируется и делится на 12 месяцев – так получаем среднеучетную численность штатных работников учетного состава за год. Исходя из данного показателя рассчитывается норматив в целях создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, причем этот показатель округляется до целого значения по правилам арифметики.
Пример 1
У предпринимателя-единщика в течение календарного года в среднеучетную численность штатных работников за десять месяцев входило по 7 человек, за два месяца – по 10 человек. Среднеучетная численность штатных работников учетного состава за год: (10 мес. х 7 чел. + 2 мес. х 10 чел.) : 12 мес. = 7,5 чел. С учетом округления получается 8 чел., что влечет за собой необходимость трудоустройства одного инвалида.
Пример 2
У предпринимателя-единщика в течение календарного года в среднеучетную численность штатных работников за десять месяцев входило по 7 человек, за один месяц 9 и еще за один месяц – 10 человек. Среднеучетная численность штатных работников учетного состава за год: (10 мес. х 7 чел. + 9 чел. + 10 чел.) : 12 мес. = 7,42 чел. С учетом округления получается 7 чел., поэтому трудоустраивать инвалида предприниматель не обязан.
Пример 3
У предпринимателя-единщика в течение календарного года работало ежемесячно по 10 человек, в числе которых было по три внешних совместителя. Среднеучетная численность штатных работников учетного состава за год: (12 мес. х 7 чел.) : 12 мес. = 7 чел. Такой предприниматель также не обязан трудоустраивать инвалида.
Добавлено (28.07.09, 11.02.55)
---------------------------------------------
...Как выполняется норматив?
В ст. 19 Закона № 875 указано, что "выполнением норматива рабочих мест… считается трудоустройство предприятием… физическим лицом, использующим наемный труд, инвалидов, для которых это место работы является основным". Отсюда следует, что инвалидам необходимо обеспечить выплату заработной платы в размере не ниже минимальной.
Итак, Закон № 875 теперь содержит четкие указания на то, что трудоустройство инвалидов должно осуществляться непосредственно предприятиями и предпринимателями исходя из рассчитанных нормативов.
Какие еще обязанности возникают у работодателей?
Согласно ст. 19 Закона № 875 предприятия и физические лица – работодатели, у которых по основному месту работы трудится 8 и более лиц, обязаны:
– зарегистрироваться в Фонде;
– ежегодно представлять в Фонд отчетность о занятости и трудоустройстве инвалидов;
– уплачивать административно-хозяйственные санкции в случае нетрудоустройства инвалидов.
Порядок регистрации, представления отчетности и уплаты административно-хозяйственных санкций должен быть разработан Кабинетом Министров Украины. Также должен быть разработан порядок проведения соответствующих проверок, которые будет осуществлять Фонд в целях выполнения требований Закона № 875 по трудоустройству инвалидов.
Какова ответственность за нетрудоустройство инвалидов?
Статья 20 Закона № 875 предусматривает уплату административно-хозяйственных санкций в случае, если на рабочих местах, которые должны быть созданы согласно рассчитанному нормативу, не работают инвалиды.
Если на предприятии или у предпринимателя работает от 8 до 15 лиц, размер административно-хозяйственных санкций за одно рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им, составляет половину средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии или у предпринимателя.
Если работает 15 и более лиц, размер административно-хозяйственных санкций равен средней годовой заработной плате на соответствующем предприятии или у предпринимателя за одно место.
Административно-хозяйственные санкции уплачиваются работодателем в Фонд самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива. Нарушение сроков уплаты санкций влечет за собой начисление пени исходя из 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты.
В случае неуплаты административно-хозяйственных санкций или пени или невозможности их уплаты по решению хозяйственного суда их взыскание в принудительном порядке может быть обращено на имущество предприятия или предпринимателя.
Порядок уплаты административно-хозяйственных санкций и пени в отделения Фонда должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины.
Кроме того, Законом № 2960 Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 188¹, согласно которой на должностных лиц предприятий, имеющих право приема на работу и увольнения работников, и на физических лиц, использующих наемный труд, за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление в Фонд отчетности о занятости и трудоустройстве инвалидов может быть наложен штраф в размере от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).
В заключение столь безрадостного повествования отметим, что требования по расчету нормативов по трудоустройству инвалидов для предпринимателей вступают в силу с 2006 года, т. е. впервые административно-хозяйственные санкции за нарушение указанных требований придется уплатить до 15 апреля 2007 года. Будем надеяться, что до этого времени объединения работодателей проинициируют их пересмотр в сторону защиты мелких работодателей-предпринимателей, которые мало того, что обеспечивают занятость себе, но и трудоустраивают безработных, беря на себя, по сути, функции государства, которое "расплачивается" за это соответствующим образом…
Материал для сайта подготовлен 23 декабря 2005 г.
__________________________________________________
Добавлено (28.07.09, 11.04.29)
---------------------------------------------
_____________________________________________________________________________________
У К А З ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ
Про заходи щодо створення сприятливих умов для забезпечення соціальної, медичної та трудової реабілітації інвалідів.
З метою створення в Україні сприятливих умов для забезпечення соціальної, медичної та трудової реабілітації інвалідів п о с т а н о в л я ю:
1. Визначити одним із пріоритетів діяльності органів виконавчої влади реалізацію державної політики у сфері реабілітації інвалідів.
2. Кабінету Міністрів України вирішити у двомісячний строк питання щодо утворення у складі Міністерства праці та соціальної політики України Комітету з питань соціального захисту інвалідів як урядового органу державного управління з відповідним збільшенням у зв'язку з цим граничної чисельності працівників Міністерства та затвердити положення про цей Комітет.
Установити, що Комітет з питань соціального захисту інвалідів очолює перший заступник Міністра праці та соціальної політики України.
У зв'язку з цим увести додатково посаду першого заступника Міністра праці та соціальної політики України.
3. Кабінету Міністрів України:
1) забезпечити розроблення та затвердити:
до 1 червня 2006 року Державну типову програму реабілітації інвалідів і порядок її реалізації;
до 1 липня 2006 року Положення про індивідуальну програму реабілітації інваліда, порядок її фінансування та реалізації;
2) забезпечити розроблення до 1 січня 2007 року державних соціальних нормативів у сфері реабілітації інвалідів;
3) вжити заходів щодо:
удосконалення діяльності медико-соціальних експертних комісій, зокрема щодо оптимізації їх повноважень та порядку проведення експертиз;
підвищення якості інформаційно-аналітичного забезпечення діяльності із соціального захисту інвалідів, забезпечення формування централізованого банку даних з проблем інвалідності;
4) здійснити протягом 2006 року заходи щодо оптимізації мережі реабілітаційних установ для інвалідів;
5) забезпечити створення Державного реєстру реабілітаційних установ та започаткувати проведення моніторингу діяльності таких установ;
6) вжити заходів до поліпшення науково-методичного, матеріально-технічного, фінансового і кадрового забезпечення реабілітаційних установ для інвалідів;
7) передбачати щорічно під час розроблення проектів законів про Державний бюджет України на відповідний рік збільшення видатків на фінансування державних програм та заходів, спрямованих на соціальний захист інвалідів, їх соціальну, медичну та трудову реабілітацію, в тому числі на забезпечення інвалідів технічними та іншими засобами реабілітації, виробами медичного призначення;
Добавлено (28.07.09, 11.05.02)
---------------------------------------------
8) опрацювати питання щодо розширення номенклатури вітчизняних технічних та інших засобів реабілітації, виробів медичного призначення, вжити заходів для поліпшення їх якості, приведення норм і стандартів забезпечення засобами реабілітації інвалідів у відповідність з європейськими стандартами;
9) проаналізувати до 1 травня 2006 року стан забезпечення інвалідів протезно-ортопедичними виробами, технічними засобами реабілітації, виробами медичного призначення та на основі такого аналізу вжити в установленому порядку заходів щодо удосконалення системи надання інвалідам протезно-ортопедичної допомоги, виробів медичного призначення, визначення особливостей закупівлі за бюджетні кошти цієї продукції з урахуванням її специфіки, адресності призначення, індивідуальних особливостей виготовлення і використання;
10) розробити до 1 липня 2006 року порядок надання транспортних послуг, особливо в сільській місцевості, інвалідам та дітям-інвалідам, обмеженим у пересуванні, передбачивши його відповідне бюджетне фінансування;
11) забезпечити впровадження прозорих та ефективних механізмів надання державної підтримки підприємствам, організаціям громадських організацій інвалідів, а також поліпшення координації роботи Фонду соціального захисту інвалідів і Комісії з питань діяльності підприємств та організацій громадських організацій інвалідів;
12) розширити та активізувати практику залучення Національної Асамблеї інвалідів України, інших всеукраїнських громадських організацій інвалідів до підготовки проектів нормативно-правових актів у сфері реабілітації та соціального захисту інвалідів;
13) сприяти створенню умов для реабілітації інвалідів засобами фізичної культури та спорту, розвитку мистецької та іншої творчої діяльності інвалідів.
4. Раді міністрів Автономної Республіки Крим, обласним, Київській та Севастопольській міським державним адміністраціям:
забезпечити формування на регіональному та місцевому рівнях відповідних інформаційних ресурсів у сфері реабілітації інвалідів;
вживати в установленому порядку заходів для поліпшення фінансового забезпечення реабілітаційних установ, сприяти діяльності реабілітаційних установ, заснованих громадськими організаціями інвалідів;
активізувати залучення відповідно до законодавства позабюджетних фінансових ресурсів до вирішення проблем соціальної підтримки та реабілітації інвалідів;
сприяти діяльності громадських організацій інвалідів та інших громадських організацій у здійсненні ними заходів з реабілітації інвалідів.
5. Державному комітету телебачення і радіомовлення України вжити додаткових заходів для збільшення кількості інформаційних, суспільно-політичних та культурно-мистецьких програм з сурдоперекладом та титруванням.
6. Кабінету Міністрів України один раз на півроку інформувати Президента України про реалізацію передбачених цим Указом заходів.
Президент України - В.ЮЩЕНКО
м. Київ, 27 грудня 2005 року
N 1845/2005