В основном,
налетнихканикулахядружилтолькосмальчиками. Правда, былаоднадевочкапоимениОля. Олинабабушкаработалавместесмоеймамой. Этадевочкабыламладшеменягоданадва. ОбщалисьмысОлейвпериодвремени, когдаяходилспервогоповторойкласс. Помню, чтомыоченьлюбилипохвастатьсядругпереддругом, аещёмылюбиливместепосмотретьтелевизор, аименнопередачу«Спокойнойночи, малыши!». Аещёясовсемнемногообщался исдругимидевочками – обитательницамитого самого переулка, гдежилииГлеб, иДенис. Акогдамнебылоужелетдесять,девочкивообщепересталиобращатьнаменявнимание. Можетбыть, такпроисходилопотому, чтоонименяплохозналиипоэтойпричинене понимали, аможетбыть, чтовсёинетак?
Былуменяещёодиндругдетства, которого звали
Рома. Родители РоманасегомладшимбратомМишкойжиливАртёмовске, аонсам убабушки. Незнаю,покакойпричине, ноначинаяспятогоклассаРомажилусвоейбабушкиздесь, внашемпосёлке. Жилздесь, здесьходилвшколу. Его бабушкаидедушка жиливмалометражке, втаком же«своём»доме, какимойдом. ПрактическикруглыйгоднаходилсяРомаубабушки, заисключениемзимнихканикуликакого-токороткогопериодавремениналетнихканикулах. Почемужемыподружилисьсним?
Наверное, потому, чтониуменя, ниунегонебыло настоящих постоянныхдрузей. Ромадлясвоеговозрастабылоченьвысоким, даещёисбольшимиторчащимиушами. Всёбыиничего, датолькоонотприродыоченьспокойныйизастенчивый. Адлярезвойребятниэтопорок. МысРомойоченьхорошопонималидругдруга. Вспоминаю, какчастеньковозвращаясьнавелосипедеизшколыдомой, язаезжалкРомеисвистомвызывалегоизбабушкиногодоманаулицу. Мыснимучилисьвразных школахиклассах. Ромамладшеменяпочтинадвагода. Обычноонраньшеменяприходилизшколы. Во-первых, уменябылобольшеуроков, аво-вторых, уменянавозвращениеизшколыдомойуходилобольшевремени. Последнееможетпоказатьсястранным, ведьябылнавелосипеде. Насамомделевсёоченьпросто. Чтобынепопастькому-нибудьподногиявсегдавыходилпоследнимизкласса, изшколы. Потом, мненужнобыломинутдесятьдлятого, чтобызайтикбабушкеивзятьвелосипед. Естественно,
чтов холодноевремягодаянавелосипеденеездил. Кклассудесятомумнебылоужесовсемнепростоходитьпешкомнаотносительнонебольшиерасстоянияипоэтомуприходилосьездитьнавелосипеде, которыймнефизическипокаещёбылдоступен. Таквот, язаходил к бабушке, бралвелосипедиехалдомой. Идомойядоезжалзаминутдесять. Послешколывсегдахотелосьскем-нибудьпообщатьсявпростойинепринуждённойобстановке, стем, ктотебяпонимает. ТакимчеловекомибылмойдругРома. Когдаяподъезжалкдомуегобабушки, тохваталсялевойрукойзазабор, останавливался, иупиралсялевойчастьюрулявелосипедаоштакетник. АзатемязвалРому. Онвыходил, подходилкзабору, имыобщались. Мырассказывалидругдругуанекдоты, придумывалиразныеистории, песни. Правда, всенашироссказнибылиоченьпошлымиисовсемнедетскими. Мывсегдасниммечталиовстрече сдевушками иотом, чтомыбудемснимиделать. Точнокак в техамериканскихфильмах. Правда,
фильмымысРомойсмотрели«такие», чтоникомунепожелаюсмотретьэтовдетстве. ОдновремяРомабылвлюблёнводнусоседку, котораяжилачерездорогуибыластаршееголетнатринадцать. Мойдругвсёмечталотомдне, когдаонабудетего. Мыснимразрабатывалиразличныеидиотскиепланы с цельюзавоеватьсердцепрекраснойсоседки, но и всёостальное, чтокромесердца. Такчтонаши с Ромойобщениябылиоченьзанимательныминанашвзгляд. Мывсегдамногошутили и смеялись. Аиногдамывместекаталисьнавелосипедах. Анавелосипедеяпоследнийразездилв1996 году. ПрактическивсегдамыобщалисьсРомойнаулице. Деловтом, чтонамнехотелось, чтобыкто-то из взрослыхслышалнаширазговоры (понятнопокакойпричине). Иногдая заходилкРомедомой, новсёженамногочащеонбывалуменявгостях. Последнийразмы снимвиделисьв2003-мгоду. КэтомувремениРомаокончилинститутиработалнаметаллургическомзаводе.
Восновноммнеприходилосьобщатьсястемиребятами, которые жили поблизостиотмоегодома. Нотолькоэтиобщенияникогданепереходили в дружеские, таккакмояскованностьвфизическомпланесовсемнерасполагалакомнедругихребят. Ведьдажесамыепростыедетскиеигрыбылисвязанысактивнымфизическимдвижением. Аеслитынеможешьигратьвтеигры, вкоторыемогутигратьвсе, тотакойдругникомуненужен. Болеетого, современем, дажесамоприсутствиетакогочеловеканачинаетпростораздражать. Ведьты, таксказать, портишьобщуюкартинууспеваемости. Иуспеваемостьздесьвыражаетсявпрямомсмыслеслова. Ведьниктонесобираетсятебяждать, еслинужнобудетсрочнобежатькуда-то. Как ни странно, но самая
обычнаядетворанароджестокий, признающийтолькосилуиникогда не дающийникакихпоблажек. Авчёмнасамомделезаключаетсясила и чтосамоеглавноевэтойжизничеловекузнаётнамногопозднеевдовольнозреломвозрасте, абываеттак, чтоэтознаниенеприходитивовсе. Но вернусь к своемуобщениюсдругимиребятамиикиграм, вкоторые я с нимииграл.
Несмотрянасвоё недостаточноефизическоесостояние, мневсёже приходилосьигратьвнекоторыедетскиеигры. Втомжепереулке, окотором я рассказывал
ранее,мыигралисдругимидетьмив«съедобноеинесъедобное». Былаещётакаяигра, котораяназывалась«пекарь». Правда, игралявнеёвсегоодинраз, послекоторогоменядисквалифицировали, таккакреальнойконкуренции я ни для
кого непредставлял. Помню, былунасвшколеВиталик, которыйбылнагодмладшеменя. Как-торазмыснимиграливмушкетёров. Тогдамнебылолетдвенадцать. Всёэтопроисходилонапесочнице. ВиталикстоялвцентреибылАрамисом, ая вобразеД`артаньянапытался приблизитьсяк нему и сбить его с ног. НоД`артаньянмненепомог – всемоипопытки оказывались тщетными.
Арамиссвободно отталкивалменяотсебя, ияпадал. Ис каждым падениемявсёболееиболее ощущал свою
несостоятельностьибеспомощность. Мнебылоужасностыдно, чтокакой-тотам младшеклассник намного сильнее, чемя. Дажесейчас, вспоминаятотмоментмнестановитьсянемногостыдно. Правда, о
тойисторииниктотакинеузнал.
Вот, впринципе, ивсе (в основном) истории, которыепроисходилисомнойналетнихканикулах. Покрайнеймере, этотеистории, которыемнеособеннозапомнились. Конечноже,
былиизимниеканикулы, ноих я проводилдомасампосебе. Хотелосьбыещёрассказатьотом, чемя занималсятогда, когдапростонечембылозанятьсяиприходилосьскучать. Втакиемоментыосновныммоимзанятиембыливелосипедныепрогулки. Яуженемного рассказывал о трудностяхсвоегопередвижениянавелосипеде. Ещёскажутолько, чтомоямаксимальнаяскоростьникогданепревышалапятнадцатикилометроввчас.
Аужекклассудесятому-одиннадцатомуявообщеездилнебыстреепяти-семикилометроввчас. Даещёприэтомпомогалсеберуками, тоестьпоочерёдно надавливал рукаминаколенотоправой, толевойноги. Но, ходитьбылоещётяжелее, темболеенарасстоянияболеестаметров. Такчтодлятого, чтобыкуда-то добраться, пойтиккому-нибудьсродителямивгости, явсегдабрал с собой велосипед. Иногдаяходилпопосёлкупешком, нопроисходилоэтокрайнередко, очёмжалею. Всёделовтом, чтоходьба, по крайнеймере, дляменябыланамноговажнейиполезней, чемезда на велосипеде. Тотфакт, что
я плохохожу, немногосмущалменя, да и на велосипедеможнобылопокрытьнамногобольшеерасстояниеинамногобыстрее. Такчтовсюдуяездилнавелосипеде – инапрогулку, ивгости, ившколу. Некоторыешкольникидаженемногозавидовалимне, чтояезжувшколунавелосипеде,
насамомделене понимаявсейсложности ситуации. Даинедолжныониничегопонимать. АужзнатьэтонедайБогникому.