Школа, школа –
золотаяпора, лучшее время детства.
Этотпериоджизни впамятипрактическикаждогочеловекасохраняетсякакнечтоприятное и незабываемое.
Вшколемыузнаём, чтотакоехорошо, а что плохо, постепенно учимсяобщению и мирномусосуществованиюсдругимилюдьми. Конечно, преждевсего, естьсемья, новедьишколаэтосвоегородатожесемья. Здесьмыучимсялюбить, ненавидеть,
обижать, прощать, помогатьлибооставатьсябезучастными, атакжеучимсятерпеть, ждать, бытьпослушными и
наоборот. Первыйурок, первыйзвонок, первыйучитель, перваяоценка – длямногихэтооченьважныеиособенныевещи. Школаоказываеточеньбольшоевлияниенаформированиенашейличности. Ноянесобираюсьописыватьвсепрелестиинедостатки, плюсыиминусышкольногопериодажизникаждогочеловека, простохочу поделитьсятем,какяощущалсебявшколе,икакиевзаимоотношениябылиуменясовсеми«обитателями» нашегоучебногозаведения. Ранее, я уже немногоупоминалонекоторыхмоментахмоейшкольнойжизни, сейчасжехочуподойтикэтомуболееплотно,
сконцентрироватьвниманиенаболееважных вещах, которыеопределённымобразомповлиялинамоюпоследующуюжизнь.
Как я уже
говорил, учитьсямнеоченьнравилось. Мнеоченьхотелосьвыполнятьвсезадания, которыенам давалившколе, правда, до третьегоклассаони мнедавалисьсбольшимтрудом. Помню, какодинстих,мы с мамойучили целыхтридня, номневсё не удавалосьегозапомнить. Мамаспециальноходилакучительницезасоветом, потомучтооченьпереживала и думала, что у менятакаяслабаяпамять останется на всю
жизнь, ВалентинаДмитриевнасказала, чтовсёналадиться и памятьуменябудетнехуже, чемудругих детей. Таквсё ипроизошло, потомучто в
пятомклассе я рассказывалстих «Бородино» в полномобъёме, хотя для этого мне пришлосьнемалопотрудиться, длятого, чтобывыучитьегонаизусть. Спасибовам, моя перваяучительница, научившаяменя писать и читать. СпасибовамВалентинаДмитриевназато,
чтовы привили мне огромнуютягукзнаниям, научили меня терпению
на пути, который ведёт к этим знаниям.
Мневсегдахотелосьбытьлучшимвклассе. Еслипоздоровьюяинемогсравнятьсясдругимиребятами, то былавозможность сделатьэтовучёбе. Носравнятьсябыломало, хотелосьбытьнамноголучше. После
окончаниякаждого класса, заисключениемвторого, менянаграждалипохвальнымиграмотами зауспеваемость. Новклассебылаиконкуренция. Былунасвклассе одинтоварищ, которогозвалиФомкинВитя. Особеннопосле шестогокласса у негопоявилосьогромноежелание,вочтобыто ни стало «обойти» менявучёбе. Но, несмотрянавсеусилия, сделатьэтогоемутакине удалось. На первый взгляд могло показаться,
чтомыснимбылибольшимидрузьями. Возможно,
чтотаконоибыло, нотолькодоопределённыхмоментов. Этобылитемоменты, когдаонвсяческипыталсяпоказатькакучителям, такидругимребятам в классе, что во всём – в знании и дружбе, он лучше меня. Именно по той
причине, чтовсегдаивовсёмонискалсобственнойвыгоды, атакже«подлизывался»кнужнымемулюдям, в классе его и не любили. У него отец
работал в Доме Культуры и Витя, какучителям, так и школьникамраздавал «презенты»: плакатысафишами фильмов, календарики,
контрамарки, чемвсехи«задабривал». Конечноже,
всёэтоделалосьнеслучайно, астем, чтобыв будущем что-тополучитьвзамен: отучителей – оценки,
аотдругихребятуслуги различногоплана. Восновном ему нужнабылазащитаотболеесильныхпарней. Алучшегоспособадлязащиты, чем«подлизывание» кэтимсильнымпарням, простоибытьнемогло. Ноне все, конечно, «клевали» наэту
«удочку». До определённогомоментамысним враждовали. Онобзывалменяитутжеубегал, таккаквсё-такибоялсяпопастьсяпод «горячую» руку. ПотомВитя
увидел, чтовсекомнеотносятсяхорошо, иболеетого, дажеуважают. Ведь у менядовольно легкополучалось со многиминаходитьобщийязык, и притом незакакие-тотамуслуги. Ималенький авантюристрешил,
чтолучшимспособом «побить» менявовсехотношенияхбудетегодружбасомной. Яуже немногоразобралсявего«натуре», нодружбурешилпринять. Первоевремямысним вместешли после школыдомой.
Будучидружелюбным, Витя старалсяизыскиватьудобныемоменты для того, чтобы
можно было менявчём-то «подавить». Одинраз, когдапосле уроковмывместевозвращалисьдомой, онсталменятолкать, аяестественнопадал. Но, чтобы не
показыватьсвоюслабостьявсёэтоперевёлвшуткутак, что как-будтомыпростоиграем. Вставаяпослекаждогопадения, ябралсяза спинуиговорил: «Ой, радикулит!». Затеясигрой ему оченьпонравилась. Витебылосмешно и очень весело. Но вскореэтазабаваегоутомила, и он прекратилменятолкать. Потоммывместеещёнемногопошутилииразошлись подомам. Где-то с седьмогопоодиннадцатыйклассмысИгоремпрактическинеразлучносиделиза однойпервойпартойвсреднемряду. Ончастооставался со мной, когдапроходилиурокифизкультурыилитруда, откоторых он, такжекакия, былосвобожден. Такчто, можносказать, что наша дружбадляменя также была выгоднымделом. Впоследниегодыучёбымнебылоужетяжелоподниматься по лестнице, а
темболееспортфелем. Так что Витя даже портфельмнепомогалносить. Когданаурокахмычто-торешалиилиписали,
тоонбылмоимдвигателем, таккакпытался догнатьиобогнатьменя, что-тосделатьхотябынемноголучше, чемя. Ая, всвоюочередь, старался недатьемуэтогосделать. И, такимобразомунасснимвыработалсянекийсоревновательныйдух без всяких
компромиссов. А когда мне ставилиоценкувыше, чемему, тогда он очень сильно возмущался и от
всехтребовалобъяснений.
– Такнечестно!– говорилВитя.
–
Почему?– спрашивалаучительница.
–
Вот, посмотрите,– он тыкалпальцемвмоютетрадь,– вотздесьу негонеоченьпонятнонаписано, ауменянамного. Авотздесьу него размазано, ауменячисто.
Одинраз на уроке математикимыс
Витей побили наш собственный рекорд: заодиншкольныйчасрешилитакоеколичествопримеров, чтопотомнеделюможнобылоспокойноожидать покадругиекнамподтянуться. Вообще-тоФомкинбылумным парнем. Ближекзавершениюшколы, мыпровелисниммного интересныхбеседнаразличныесерьёзныетемы. Хотяонмне и не перестаётнапоминать«Сову» изкинофильма«Двакапитана». Акогда мы училисьводиннадцатомклассе, смотрянаВитю,ябылуверен, чтоонвсвоейжизниничегонеупустит, сделаетизничегочто-то, будетрватьиметать, еслибудетнужно, тобезраздумыванияпойдет«поголовам», носвоегообязательнодобьётся. Водиннадцатомклассемывместеснимпроучилисьсовсемнемного: всегооднучетверть, таккаконперешёлвдругуюшколу. Всёделовтом,
чтоонсвоимиинтригамии«подхалимажем»уж оченьсильновсех«достал»ипоэтомусильнодоставалосьему. Нанего, какговоритмолодёжь, все «наезжали», заставлялиноситьпортфели, бегать в
магазин. Частенько мнеприходилось за
него заступаться (словесноконечно).
Одноклассникимнеговорили: «Дачтотыза него заступаешься? Ведь он
и тебенераз«подлянки»устраивал, атыегоещё ижалеешь!». Да, мнебылодействительно жальего. Жаль заегохитрость, авантюризм, жаль,заегосамолюбиеиравнодушие. Ас другойсторонымнеизвестно, чтозначит,бытьнетакимкаквсе, пустьивдругихвещах. ВдругойшколеВитя быстрозавоевалвсеобщий авторитет и
сталоднимизлучших учеников. Особенно он отличилсяуспехами в истории. ПослешколыВитя окончилЛуганскийпедагогическийуниверситет и
сталисториком. Затем он женился надочерикакого-тобольшогоначальника, которыйинашелемуработу. Сейчасу негоиегоженыИриныестьмаленькаядочь, которуюзовутСаша. ПоследнийразявиделВитю летом2003года, когдаоннавещалсвоихродителей. Теперьон «страшноделовой», ездит на джипе. Вот такой он, мой «закадычный»школьный другитоварищ – ФомкинВитя. Можетбыть, чтодругдругамы и не особолюбили, но что
уважали – это точно.