Главная » 2009»Май»16 » Глава 3 - Мои взаимоотношения с другими детьми клиники (ч.1)
Глава 3 - Мои взаимоотношения с другими детьми клиники (ч.1)
6.51.51
ГЛАВА3.
«Мои взаимоотношения с другими
детьми – обитателями клиники».
Естественно, что приезжаявклиникумне приходилось общаться не толькосТаней, Мишей, Ефимом иВовой. Ведьвклинику приезжалоимногодругихдетей. Правда, среди нихдрузей у меня не было, просто были какие-тонедолговременные, частовынужденные (для обеих сторон) общения.
Восновномяобщалсясоздоровымиребятами. Подсловом «здоровые»
яимею в виду не абсолютноздоровыхдетей, ведьвсеонибылиналечении. Яужеговорил о том, что,начинаягде-тос1989-го года основной контингентдетей, проходивших лечение в Пятигорской
клинике, всёбольшее и большее
количествоотобщегочиславсехпациентов стали составлять дети,
проходящиереабилитациюпослеполученияразличныхтравм, в особенностичерепно-мозговых. Под словом «здоровые» я
имею в виду техдетей, которыенестрадализаболеваниями,
связаннымиснарушениемдеятельностиопорно-двигательного
аппарата, такими как миопатия иДЦП.
Притом, практическивсегдаэтизаболеванияявляютсяврождёнными. Я этовсёрассказываюдлятого, чтобыбылопонятно, чторазницамежду «здоровыми» и
«больными»детьмизаключаетсянетольковфизическомсмысле, ноивпланепсихологии. Поэтому, этасамаяразница и мешает «здоровому»и«больному»ребёнкунаходитьобщийязык, атемболееиметькакие-тодружескиеотношения.
Ранее я
использовалтакое, как можетпоказаться, странное словосочетание:
недолговременное вынужденноеобщение.
Чтояимелввиду? В основном, со мнойеслииобщалсяктоиз
«здоровых» ребят, тотолькопотойпричине, что им наданныймоментнечембыло заняться и не скем поиграть. Либо со мной общалисьребята, которыепосвоейнатуребылиспокойнымиитихими детьми, которых простосидениенаодномместе привлекало более, чем суетливаябеготня. Вот с такимиребятамимнеинравилось общаться. Они, какдля «здоровых» детейбыли оченьспокойными, ая, какдля «больного» ребёнкабылслишкомрезв. Все это, в
какой-тостепени, еслиможно так выразиться, уравнивало шансыобеих сторон. Да, такиеребятаготовыбылиобщаться со мной, новедь они вовсе не были способны на какие-то
детскиешалости, безумства, отних никогда не исходило никакой инициативы в
плане того, что мы будем делать дальше. Хотя, признаюсь честно, мнесамомуоченьнравилосьбытьинициаторомпланадействий. Абытьлидером, когдатытольковдвоёмстоварищем, тем более, если он тихийинерешительныйчеловек, нетакужисложно. Толькоактивные«здоровые»ребятаменявсерьёзвсёравноневоспринимали, ведьяневписывался в подходящие физические стандарты. И вот, будучи таким
«изгнанником», яисталискатьдружественныхотношенийстакимиже «изгнанниками», чтобы как можнов меньшей степениосознаватьсвою бесполезность и несостоятельность. Часто бывало и так, чтонекогда мой тихий и застенчивыйтоварищ, постепенно ломая и перебарываясвоикомплексы, начиналобщаться с
активнымиребятами, неощущаяприэтомпрежнейсвоейнерешительности. Как
правило, после этого такой тихийтоварищпрекращалсо мнойвсякое общение, ведьпостепеннотакое общение
становилосьдурнымтономдляновойегокомпании. Воттак и бывает,
встретишь человека забитогоизабытого, обращаешьнанеговнимание, начинаешь с
нимобщаться, постоянноподбадриваешь и поддерживаешьего, не даёшьскучать, помогаешь емуобрестиуверенностьвсебе. Ивот, ужедрузья. Всёвродебыихорошо. Но приходитвремя, человекстановитсяслишкомуверенвсебе, постепенно начинает считатьтебянедостойнымсвоейдружбы. Апослеэтоттоварищначинаетискатьобщениясболее «достойными» людьми. Проходитещёнемноговремени, ивитогедружбеконец. Этоконечнохорошо, чтонекогдабезынициативныйинерешительныйчеловекстановитсяувереннымвсвоихсилах, забываяосвоих комплексахинедостатках, датолькомнесноваприходилосьоставатьсявполномодиночестве.
Вообще я считаю,
что авторитетов в дружбе не должно существовать. Люди, считающиесебядрузьямидолжнынаходитьсявабсолютноравных условиях. Тоесть, никтонедолжен заниматьглавенствующееположение. Личноя, ещёссамогодетства, общаясь с другимиребятами, старался не обращатьвниманияна какие бытонибылофизические либо
умственныенедостатки. Но, ксожалению, вэтомнесправедливоммиресильныевсегданавязывалисвоюволюслабым. Аведьвся эта всеобщая мировая
несправедливость складывается из суммыотдельныхнесправедливыхдеяний, происходящихвжизникаждогочеловека. Ещё в детствечеловекначинаетосознавать, чтовэтоммирепроисходиточеньмногонеприятныхинехорошихвещей. Правда, в детствевсёнамногопроще. А прощепотому, чтомаленькийчеловекещё неузналвсеготогозла, котороепроисходитвокруг него, вцеломмире. Но, ещё, будучиребёнком,
человек начинаетосознавать, вернеечувствовать, чтооченьбольшуюрольиграетфизическаясила, которая даёт
некоторое превосходство. Так, каждый ребёнок стараетсяпоказатьсвоюфизическуюсилупередсверстниками, не длятого, конечно, чтобыдобиться, достичьконкретнойцели, которая бы даровала определённую прибыль, в смыслевластиилиматериальныхценностей, какбываетувзрослых, апростодлятого, чтобыутвердитьсявобществе себе подобных, пытаясьдоказать, чтоонсильнее и лучшедругих. Естественно, чтостремление к власти и материальнымценностямпроявляетсяучеловека несамопосебе, а зарождаетсяещёвдетстве. Но, наивныедетскиепоступки, желанияредкокогда могут кому-тосерьёзно навредить, а стремление к власти и
материальным ценностям некоторых представителейчеловеческойрасынередкоприводилокгибелитысяч, атоимиллионовлюдей. Возможно,
чтоясталговорить о слишкомглобальныхвещах. Новедь, еслибыможно былоещё в детственаучитьчеловекавосприниматьнесилу, адругиеболеезначимые и ценныевещи. Но,
скорее всего, что, повзрослев, такойчеловекнесможетпробитьсявжизни, котораяпроходитвжестокоминесправедливоммире. Таккакфизическоеразвитиечеловекаопережаетумственное, тодоопределённоговозраста, он,
далекоещёнесформировавшийсякакличность, способен проявить себятолько в силовомплане, потомучтоемунеизвестныпокадругиеспособыдлязавоеваниялидирующейпозициивобществе. Но, ксожалению, многиелюди, дажеужебудучивполневзрослыми и сознательными, не понимают, чтосиламышцможетбытьпобежденаразумом. Откудаявсёэто знаю? Всемыродомиздетства. Я, как и все люди тоже былребёнком, правда, не совсемздоровым. И я прекраснопомню, что в ораведетворысамый главный тот, ктосильнеедругих. Иеслитыфизическислаб, тотебеникогда не бытьлидером. Намойвзгляд, особенноинтересныммоментом, которыйдоказываеттотфакт, чтодетивсехвозрастовпризнают в основном,
толькоэлементсилы, являетсяотношение этихсамыхдетей к инвалидам.
Хочурассказатьоб этом, поделившисьсвоимличнымопытом. Как я ужеговорил, длядетейглавнымавторитетом является сила. Детибоятьсявзрослых, восновном, только
из-за того, чтознают: силы не равны.
Представьтесебе, чтопроизошло бы, еслибы вдруг взрослыесравнялисьпосиламсдетьми. Естественно, чтотогданиокакомвоспитании и речибынебыло. Правда, только за очень редкимисключением, например10-12-летнийребёнок, можетиметь физическую
силу, равную силе здоровоговзрослогочеловека, со
среднимуровнемфизическогоразвития. А вот взрослый человеквполнереальноможетсравнятьсяпосиламсребёнкомидажестатьнамногослабееего. Такаяситуацияможетвозникнутьвслучае, еслипотойилиинойпричине взрослый человек станетинвалидом, либо будучиинвалидомещё в детстве, перейдётвзрелыйвозраст. Мне приходилось, будучи уже взрослымчеловеком, общаться с детьми, которыенакакое-то времяоставались под
моимприсмотром.