Главная » 2009»Май»16 » Глава 2 - Выход из кризиса. Моё пребывание в Бердянске и Славянске (ч.11)
Глава 2 - Выход из кризиса. Моё пребывание в Бердянске и Славянске (ч.11)
10.48.26
Начинаяссамогораннегодетства, тоесть с тоговозраста, когдаясталнемногоотличатьдоброотзла, яжилвобществездоровых людей. Единственным инвалидом, которого язналсдетстваикоторыйнаходилсясредимоегонепосредственногоокружения, былмойбрат. Мнебылооколотрёхлет, когдамойбратСергейперестал ходить. Отецсделалемубольшой специальныйтрёхколёсныйвелосипедиСергей, отталкиваясьногами, нанёмездил. Когдамнебылолетпять-шесть, янезадавалсебевопросы: "ПочемуСергейнатакомвелосипеде? ПочемуСергейнеможетходить?" Мнебылодостаточнознатьодинфакт: "Сергеймойроднойбратиродителилюбятеготакжесильно, какименя".
Конечно, втомвозрастеябыл просто невсостоянии понять, насколько
тягостнымбылотосостояниемоегобрата, какдлянего, такидля
моих родителей. Когда мнебылолетвосемь, янезналтакогослова как инвалид. И
когдауменяспрашивали, чтосмоимбратом, янеговорил, чтоонинвалид, аяговорил, чтосСергеемвсёвпорядке, заисключениемтого, чтооннеможетходить. Тоестьслово "инвалид"
уменязаменялось целымсловосочетанием,
касающимся в то времятолькомоего брата – "он не может ходить". Янеговорил: "Сергей – инвалид", яговорил: "Сергейнеможетходить".
В чёмразница, спроситевы? Когдаговорят, чточеловекнеможетходить, то нампредставляетсясамыйобыкновенныйчеловек, укоторогокакая-топроблемасдвижением, инеизвестнокакаяона: толивременная, толиещёкакая-нибудь. Тоестьунаснесложитсяоттакого определенияникакогоконкретногопредставления. Акогдаговорят, что человек инвалид, тонамсразужепредставляетсячеловек, который
ниначтонеспособен. Тоесть намсразуже представляется "ненормальный" человек.
Нокакбыяненазывалсвоегобрата, явсёравнознал, чтооннетакойкаквсе. Нет, нехуже, простонетакой. Учасьвшколе, гденаходилисьодниздоровыедети, яисамсебя почувствовал здоровым человеком.
Быллияздоровым? Конечно, нет.
Но, когдаяприходилдомой, то, видябрата, японимал, чтопосравнениюснимяздоровыйчеловек. Начинаялетсдвенадцати, неназываябратаинвалидом, японималкакжеемутяжелонасамомделе. Язнал, чтомогупойтитуда-то, могувзятьто-то. НоведьСергейэтогонеможет. Я "могуходить", мойбрат "неможетходить". Но, насамомделе, нельзябылосказать: "Яздоровый, амойбратинвалид". Мыобаинвалиды. Начинаясчетырнадцатилет, ясталпонимать, чтоедвамнеудастсяизбежатьучастиСергея. Тоесть, японимал, чтосуществуетогромнаявероятностьтого, чтоятоженесмогуходить. Ноещёкакое-товремяявсёравноощущалсебябольшездоровымчеловеком, чеминвалидом.
Ипродолжалосьэтодо выпускного вечераипотомещёнемноговремени. Почемуименнодовыпускного. Пока мысодноклассникамиучилисьвместе, томеждунаминебылоникакойразницы. В каком смысле? Инвалидначинаетощущатьсебянетакимкаквсевтотмомент, когдаэтивсеначинаютделатьто, чегоинвалиду сделать практически невозможно. Что именно? Яназовутривещи: дальнейшаяучёбапослешколы, работаисемья. Обычно, покачеловекучитсявшколе, то он неработает (покрайнеймере, пока, унасэтовстречаетсянетакчасто) иунегонетсобственнойсемьи (такжезаисключениемнекоторыхслучаев). Тоесть, яхочусказать, чтоснаступлениемшкольноговыпускного вечера,
явдруг осознал, что они – мои
одноклассники, пойдутпожизнидальше – вперёд, амнетого, чтодальшеувидеть, к сожалению, непридётся.
Но однаизтехтрёхвещей, окоторыхяупоминалранее, в моей жизнивсёжепроизошла. Нет, неработа, иуж темболее не семья. Просто я продолжил
учёбу после школы. Апродолжиляеёблагодарястараниямсвоихродителейиихкумовей Репных (НиколайНиколаевичиЛарисаВладимировнабылидиректорамишкол). НокогдаязакончилДонецкийэкономико-правовойтехникум, топонял, чтомоёпродвижениепожизнинаэтомизакончится. Длятогочтобы работать, нуженспросифизическиесилы. Адлятого, чтобызавестисемью, нужныфизические силыиработа. Вот, именностого
моментаяипочувствовал себяинвалидом.
Ощущения появились после выпускного, аосознаниепришлопослеокончаниятехникума. В1995-мгодумнемалоужеверилосьвто,
чтоянеинвалид, ав1997-мгодуя зналточно, чтояинвалидичтоничего хорошегоменявэтойжизни неждёт. Воттак, будучиинвалидом, яимвсё-такиистал. Ксожалению, некосмонавтом.
Следующим этапом моего осознания того, чтояинвалид, стало моё знакомствосдругимиинвалидами. То есть, я был знакомсинвалидами и ранее, нотольковэтотразнужнобылознакомитьсяснимиснова. Ранее, когдаябылзнакомсинвалидами, тоуменяещё не было осознаниятого, чтоясаминвалид. Вдетстве, когдаяещёболееменеедвигался, уменянебылоособогожеланиязаводитьдружбусинвалидами. Ведьонисидели наодномместе, амнехотелось куда-нибудьпойти, где-нибудь погулять. Конечно,
особыхвозможностейдляэтогоуменянебыло. Но, покрайнеймере, вшкольныегодыямогпойтивтужешколуисредиздоровыхдетейсамому почувствовать себяздоровымчеловеком. Такжеяобщалсясоздоровымидетьмиивнешколы. Ранее, яужерассказывалотехребятах, скоторымимнеприходилосьобщаться, восновном, вовремяшкольныхканикул. Но, кромеэтого, мнебылидоступнынекоторыевещи, которыеинвалидамобычнонепосилам. Какбытамнибыло, но якаталсянавелосипеде, ездил на мопеде, игралвфутбол, настольныйтеннис. Конечно, всёэтодавалось мненетак легко, но явсёжеделалэто.
Всёизменилось, когдамоёфизическоесостояниесталозаметно ухудшаться. Этиухудшенияясталзамечатькакразвтомгоду, когда закончил техникум. Периодс1997-гогодапо1999-йгодсталдляменяочень тяжёлым временем в моей жизни.
Тогдаяостался, какговоряту "разбитогокорыта". Соднойстороныухудшенияфизического здоровья, связанные каксмоей
основнойболезнью, такиспроблемамипищеварения. С другойстороны, отсутствиедрузей, которыемогли быменя поддержатьвтрудную минуту. Аещё, помимо этого, илиточнеесказать, преждевсего, меняоченьсильноудручалтофакт, чтовмоейжизнинетабсолютно никакойперспективы. Еслиглубоковсмотретьсявэтиобстоятельстваипринятьихблизкоксердцу, томожносделатьвывод, чтоижитьуженестоит. Именнотакойвыводяисделал. НоБогдалмнесилыпережить тосмутноеитяжёлоевремя. Ив1999-мгодууменясталипоявлятьсядрузья. Первым
человеком, с которымяпознакомилсяиподружился во время выходаизкризиса, сталВоваПоддубняк. Именнотогдаяпонемногусталузнаватькако самихинвалидах, так и обихжизнивцелом.
К2002-мугодуяпознакомилсяиподружилсясНаташейКулик, ВалеройРазгоняевым, Сашей Тарадайко, СветойОнипко, ОксанойДорошенко, ТанейОгарковой, ВадимомКияшко. Всеэтиребятаинвалидысразнымизаболеваниями. Общаясьсними, я стал узнаватьонекоторыхдоселенеизвестныхдляменяобстоятельствахизжизниинвалидов. Ятакдолгоискалпониманиясредисвоихвродебыродныхздоровыхлюдей, чтобылкрайне удивлён томупониманию, которое оказалимнебратья-инвалиды. Общаясьсинвалидамиинайдя сними множество точек соприкосновениявпонимании жизни, ястал понимать,
чтоникакойтакой психологииздоровогочеловекавомненикогдаинебыло. Ябылинвалидом, ипоэтомумояпсихологияформироваласьподвоздействиемтехнедостатков, которыеограничивали меня как физически, такиморальновотношениидействийинормповедения, которыемогутбытьприсущитолькоздоровому человеку.
Многимкажется, чтотолькоздоровыйчеловекможетжитьполноценной, насыщеннойэнергиейирадостьюжизнью. Апоскольку инвалидне полноценен физически, тоикакличностьонтакженеполноценен. Нотаклиэтонасамомделе? Когдаяобщалсясинвалидами, топостепенно стал
ощущатьиосознаватьнасколькоэто смелыеиволевыелюди. Но, помимоэтого, ясталтакжеузнаватьиотом, чтотакойэнергииистремлениякжизникакуинвалидовнетдажеуздоровыхлюдей.