Одно из основных требований
Конвенции — страны-участницы должны взять на себя обязательства по
выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности.
Это касается зданий, дорог, транспорта, других внешних и внутренних
объектов, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие
места… Верховной Раде Украины остается ратифицировать Конвенцию и
Факультативный протокол, а центральным и местным органам исполнительной
власти — обеспечить их выполнение.
История создания в Украине условий для беспрепятственного доступа
людей с ограниченными физическими возможностями в жилые дома,
общественные и производственные объекты уже успела обрасти седой
бородой. Эта обязанность органов государственной власти, предприятий,
учреждений и организаций, независимо от формы собственности, выписана
в базовом Законе «Об основах социальной защищенности инвалидов в
Украине» от 21 марта 1991 года. В июне 2003-го Кабмин принял
программу «Обеспечение беспрепятственного доступа...». Понятно, что
выполнять ее никто не спешил. И 1 июня 2005 года новоизбранный
президент В.Ющенко издал свой первый «безбарьерный» указ, в
соответствии с которым Кабмину было поручено до 1 ноября 2005 года
«принять меры по обеспечению безусловного соблюдения центральными и
местными органами исполнительной власти законодательства по созданию
надлежащих условий для доступа инвалидов к объектам социальной
инфраструктуры». Определенная работа в этом направлении была сделана.
Но многие упомянутые объекты приспособили для нужд инвалидов
любительским способом. Препятствия, не устраненные надлежащим образом
здоровыми людьми, по-прежнему усложняли жизнь людям с различными
заболеваниями.
18 декабря 2007 года по итогам всеукраинского совещания
«Безбарьерная Украина» В.Ющенко издал второй указ — «О дополнительных
неотложных мерах по созданию благоприятных условий для
жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями». В
этот раз Кабмин должен был принять соответствующие меры во исполнение
указа до 1 июля 2008 года, а также привлечь к ответственности
руководителей центральных органов исполнительной власти за несоздание
безбарьерных условий для инвалидов. Но было бы очень интересно найти
статистику о количестве наказанных чиновников.
Программы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к
социальным и жилым объектам были приняты и региональными органами
власти.
— Такой документ разработала Ривненская облгосадминистрация, а
областной совет его принял еще в 2005 году, — говорит председатель
Ривненского областного объединения Всеукраинской организации «Союз
организаций инвалидов Украины» и представитель в области Национальной
ассамблеи инвалидов Украины Виктор Ольховик. — К сожалению, тогда эта
программа была разработана без участия нашей общественной организации.
По результатам мониторинга, проведенного в 2008 году, программа
недовыполнена, поэтому продолжена до 2011 года.
Чего стоит инвалидам добраться в ряд учреждений и организаций,
недавно на своей шкуре прочувствовали руководители области и города
Ривне. Глава областной госадминистрации Виктор Матчук и градоначальник
областного центра Владимир Хомко сели в инвалидные коляски и попытались
на них попасть в те социальные объекты Ривного, которым нет
альтернативы, — государственную нотариальную контору, областную
медико-социальную экспертную комиссию, отдел квартучета городского БТИ,
один из жэков, поликлинику на Северном массиве и т. д. Чиновники были
поражены — до большинства из этих объектов сложно добраться даже
здоровому человеку. К примеру, как попасть в медико-социальную
экспертную комиссию, если порог высокий, а дверь узкая? Похожая картина
— и в БТИ, и в государственной нотариальной конторе. Отдел квартучета
расположен на четвертом (!) этаже, а в поликлинике соорудили пандус из
досок и написали, что он находится в регистратуре... После посещения
первыми лицами области и города Ривного упомянутых объектов нарушения
были устранены. В жэке и в поликлинике сделали нормальные пандусы. А
там, где это оказалось невозможным, установили кнопку вызова. Например,
в государственной нотариальной конторе, БТИ, областных дирекциях
Укрпочты и Укртелекома к инвалиду выходят люди и помогают ему решить
все вопросы.
Между тем руководители многих объектов непосредственно в областном
центре, куда не ступала нога власть имущих, к инвалидам все еще глухи.
По-прежнему остаются недоступными пять из семи городских жэков,
горуправления капитального строительства, архитектуры и
градостроительства. А в областном и городском фондах социального
страхования от несчастных случаев на производстве, чтобы понять
предназначение кнопки вызова, нужно пройти в здание со многими
ступеньками. По словам В.Ольховика, «среди высших учебных заведений
только один Институт развития человека «Украина» приспособлен к нуждам
инвалидов с учетом государственных строительных норм. На периферии же
ситуация удручающая. В большинстве сельсоветов, сельских домов культуры
и школ нет элементарного приспособления для прохода в них людей
незрячих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. То же касается и
объектов частного бизнеса — магазинов, кафе, баров...»
По-моему, поучительным в этой связи является опыт Польши. Если в
соседней стране жилой дом или социальное здание не приспособлено к
нуждам инвалидов, то орган власти, обнаружив недостаток, оплачивает
достройку и выставляет их владельцу счет. Поэтому хозяин заинтересован
за собственные средства оборудовать дом или социальный объект в
соответствии с нуждами инвалидов — это ему обойдется дешевле.
В Украине новые государственные строительные нормы начали
действовать с 1 мая 2007 года. Согласно им, все построенные объекты,
сдаваемые в эксплуатацию, реконструированные, отреставрированные, с
проведенным капитальным ремонтом, должны быть доступны для
маломобильных групп населения. Но застройщикам все же удается избегать
обеспечения доступности.
Как? Мнение замначальника инспекции государственного
архитектурно-строительного контроля в Ривненской области Ивана Дидули
ставит больше вопросов, нежели дает ответов:
— Соблюдение государственных строительных норм часто игнорируется на
этапе составления проекта дома. Их не включают в проект. А комиссия
Укринвестэкспертизы дает заключение, что проект соответствует ДСН. И
для нас это служит основой контроля. В процессе принятия дома в
эксплуатацию инспекция требует отчета об обеспечении доступности. И
соответствующий комитет в большинстве случаев его подписывает. Почему?
Потому что в нем большинство представителей органов власти и местного
самоуправления. А они подходят к этому формально. Поэтому когда
представитель общественной организации инвалидов настаивает на
устранении нарушений, дом как-то пытаются сделать доступным для
инвалидов, пожилых людей, беременных женщин, других маломобильных
групп, но качество уже не то...
Обеспечение перевозки инвалидов общественным транспортом тоже далеко от определенных требований.
— Так, в Ривном действует городская общественная организация
инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата «Пора». Она
выиграла грант, купила микроавтобус, оборудовала его подъемником и
бесплатно перевозит инвалидов, — рассказывает о положительном опыте
В.Ольховик и вместе с тем корит городские власти. — В прошлом году
городской совет закупил один троллейбус с низким полом. Стоит он немало
— 1 млн. 300 тыс. грн., да и ездит нечасто. Общественные же организации
инвалидов предлагали другое — за те же средства закупить четыре-пять
автобусов и оборудовать их подъемниками или же организовать службу
такси при горисполкоме либо территориальных центрах обслуживания
инвалидов, которая будет перевозить инвалидов бесплатно. Но к нам город
не прислушался.
Центральные и местные органы власти в Украине понимают, что людям с
ограниченными физическими возможностями необходимо прежде всего
обеспечить беспрепятственное передвижение. Без этого не имеет никакого
смысла говорить о медицинской, трудовой реабилитации, полной интеграции
инвалидов в общество. Но до конца выполнить свою обязанность — реально
обеспечить доступность или проконтролировать, чтобы это сделали другие,
— с этим все время как-то не выходит.
Зеркало недели
№ 21 (749) 13 — 19 июня 2009
Автор: Роман ЯКЕЛЬ (Ривне)