Право граждан на труд задекларировано в Конституции. Но, к сожалению, люди с особыми потребностями не всегда могут его реализовать. Некоторые работодатели не хотят видеть на предприятиях инвалидов, предпочитают нанимать их исключительно формально — чтобы не платить штраф. Но скоро такой номер не пройдет, и все изменится к лучшему.
Жизнь после аварии
Юля любила общаться со сверстниками, танцевать на дискотеках. Но авария перевернула жизнь девушки. Пройдя курс реабилитации и получив удостоверение инвалида III группы, она устроилась на работу в сапожную мастерскую. Когда предприятие закрылось, Юлия обратилась в агентство по трудоустройству людей с ограниченными физическими возможностями. Директор компании Светлана Мищенко рассказывает, что, впервые увидев эту девушку, была поражена ее красотой. Но при этом Юля из-за травмы стеснялась встречаться с молодыми людьми, учиться, приобретать более подходящую профессию. Девушка прошла курс обучения во Всеукраинском центре реабилитации инвалидов в Лютеже. Там познакомилась с Анатолием, тоже инвалидом. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. Толик закончил юридический факультет одного из киевских вузов и устроился нотариусом, Юля сейчас получает второе высшее образование.
Социальные работники сидят по домам
Однако не у всех инвалидов жизнь складывается, как у Юли и ее избранника. Многие, даже имея на руках дипломы вузов, не находят себе применения.
Руководители предприятий не хотят брать пожилых людей, а также молодежь без трудового стажа. Светлана Дмитриевна рассказала, что часто в агентство обращаются выпускники университета «Украина», где парни и девушки с ограниченными физическими возможностями получают высшее образование. Почему-то самой популярной профессией среди них считается «социальный работник», а ведь эти специалисты у нас не очень востребованы.
— С таким дипломом выпускники попросту сидят дома, — продолжает директор агентства. — А надо агитировать молодых людей идти в экономисты, программисты, переводчики, бухгалтеры.
По словам Светланы Мищенко, основная проблема инвалидов состоит в том, что по большей части им предлагают неквалифицированный труд за смешную (около 500 гривен. — Прим. авт.) зарплату. Редкий работодатель платит больше.
Основной упор закона о трудоустройстве людей с ограниченными физическими возможностями сделан на маленькие предприятия, которые зачастую просто не готовы принять в коллектив еще одного человека. Получается, для инвалида фактически придумывают должность и функциональные обязанности. Бывает, курьера, взятого на полдня с минимальной зарплатой, нагружают дополнительными обязанностями, с которыми порой и двое здоровых не справятся. К тому же предприятиям нужны не сотрудники с ограниченными возможностями, а их трудовые книжки. Оформившись «мертвой душой», инвалиды второй и третьей групп приходят «на службу» раз в месяц, чтобы получить 200–500 гривен за видимость труда.
— Вариант «мертвых душ» даже в чем-то честнее, чем брать сотрудника на мизерную зарплату, чтобы он ежедневно мучился в общественном транспорте, — считает Светлана Мищенко. — Инфраструктура наших городов не приспособлена для инвалидов — ни автобусы-троллейбусы, ни метро, ни подъезды и лифты. А надомного труда в Украине практически нет.
Если же говорить о фрилансе (свободная деятельность), который приобретает все большее распространение, заниматься им могут в основном высококвалифицированные специалисты — среди инвалидов таких немного.
Понятно, что не всех граждан, мертвым грузом положивших свои трудовые книжки в компаниях, куда они являются лишь в день зарплаты, устраивает такое положение вещей.
— Конечно, 400 гривен в наше время на дороге не валяются, — говорит 30-летний Николай Корнев, который таким образом «задействован» в одной из столичных контор. — Но я по образованию психолог. Неужели мои способности никому не нужны, и я могу рассчитывать только на эту подачку, которой наш директор попросту откупился от куда более крупного штрафа?
Льготы и пенсию не тронут
Председатель всеукраинской организации «Союз организаций инвалидов Украины» Василий Назаренко говорит, что людям с ограниченными физическими возможностями платят на предприятиях так мало, потому что сегодня закон не требует установить для них среднюю заработную плату. Руководитель фирмы предлагает такому сотруднику чуть больше прожиточного минимума, и никто его не заставит дать более высокий оклад, ведь нанимают инвалида только для того, чтобы избежать штрафных санкций.
— Проблема не только в наличии или отсутствии вакансий: человек с ограниченными возможностями нуждается в специализированном рабочем месте, — объясняет Василий Васильевич. — На это выделяются средства из Фонда социальной защиты инвалидов. Но директора, как правило, не хотят нести дополнительные расходы.
Бытует мнение, что люди с особыми потребностями вообще не хотят никуда устраиваться. Но это не совсем так. Светлана Дмитриевна рассказала, что часто инвалиды второй и третьей групп попросту боятся потерять свой статус, дающий право на некоторые льготы. Бывало, найдя подходящее место, они лишались права на бесплатные путевки в санаторий или части пенсии.
Однако, по словам Василия Назаренко, благодаря поправкам в законы Украины теперь у нас, как и во всем мире, инвалидность считается степенью потери здоровья, а не трудоспособности, как это было раньше. Утраченное здоровье компенсируется пенсией, и если человек с ограниченными возможностями занят на предприятии, размер ее не уменьшается. А оздоровительные путевки выдает отдел социального страхования. Для этого нужно предоставить в управление соцзащиты справку с места работы о том, что инвалид в течение двух лет не оздоравливался в санаториях через госструктуры.
За квотами введен госнадзор
Министр труда и социальной политики Людмила Денисова после внеочередного заседания правительства сообщила, что ключевую роль в обеспечении инвалидов работой играет установленный законодательством 4% норматив рабочих мест для их трудоустройства.
— Такую квоту обязаны выполнять все субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности, — констатировала глава ведомства. — Однако лишь 55% предприятий придерживаются установленного показателя. Поэтому существовала настоятельная потребность в обеспечении государственного надзора за соблюдением нормы работодателями.
Людмила Денисова подчеркнула, что в связи с этим разработаны специальные критерии, согласно которым будет оцениваться степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования и определяться периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора. Согласно сообщению пресс-службы министерства, Компании с высоким уровнем риска хозяйствования, не выполняющие норматив рабочих мест и не оплачивающие административно-штрафные санкции, будут проверяться один раз в год. Предприятия со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года. Если же норматив выполняется, либо фирма, завод или фабрика честно оплачивает штрафы, их будут проверять только раз в пять лет.
— Такой подход обеспечит соблюдение закона о трудоустройстве инвалидов и сделает невозможным проведение частых проверок добросовестных работодателей, — отметила Людмила Леонтьевна.
Председатель всеукраинской организации «Союз организаций инвалидов Украины» Василий Назаренко подтверждает, что министерство ведет контроль. Однако проблема слишком уж объемна, поэтому проверками ее не решишь. По мнению Василия Васильевича, должен быть создан межведомственный орган, который бы работал и с Минфином, и с Минэкономики. Эти ведомства бы могли просчитать, в каких рабочих местах нуждаются инвалиды. Для этого необходимо создать государственную электронную базу людей с ограниченными физическими возможностями, желающих трудоустроиться и нуждающихся в переквалификации. Также нужно проанализировать потребность народного хозяйства в рабочих местах для инвалидов.
Алена ПОТАЕВА
http://www.vvnews.info/article.aspx?a=18691