"В городе идет строительство 3280 объектов, более 1 тысячи
вводится в эксплуатацию, - такие цифры назвал председатель
Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко. - Все они должны быть доступны для
инвалидов, которых в Москве - 1,2 миллиона, то есть практически каждый
десятый житель".
Такую задачу поставила столичная власть. Причем не на перспективу, а
в конкретные сроки. "За 2 - 3 ближайших года в городе нужно создать все
условия для беспрепятственного передвижения маломобильных граждан", -
заявил на недавнем заседании координационного совета по делам инвалидов
мэр Юрий Лужков.
Уже с этого года, объявленного в столице Годом равных возможностей,
Мосгосстройнадзор не принимает к вводу объекты, где не выполнен раздел
о доступности инвалидов. В комитете создана специальная группа
экспертов из 26 человек, которая занимается этой проверкой на всех
стадиях строительства - от проектирования до ввода в эксплуатацию.
Вместе с ними инспектируют стройки представители столичного
департамента социальной защиты и городского общества инвалидов.
С января по май выявлены нарушения на 117 практически готовых
объектах, среди которых социально важные - физкультурно-оздоровительные
комплексы (ФОКи), школы, жилые дома. Они проектировались раньше, когда
требования не были столь жесткими, поэтому здесь "для галочки" сделаны
лишь пандусы, в лучшем случае, и подъемные платформы для колясочников
(кстати, с их вводом в эксплуатацию немало проблем - лифтовые службы не
хотят брать их на обслуживание.) Но есть еще слепые и глухие люди, о
которых строители не позаботились. Поэтому им пришлось устранять
недоделки. А по 29 объектам проектная документация была возвращена для
корректировки. Полностью всем требованиям соответствуют, по словам
Зайко, около 50 проверенных объектов.
Что должно быть в идеале? Здесь, кроме пресловутых пандусов и
подъемников, - масса других вещей, которые, впрочем, не требуют больших
расходов и усилий. Например, чтобы слепой человек попал по назначению,
лифт необходимо оснастить кнопками со шрифтом Брайля и звуковым
сигналом, сообщающим номера этажей. На одном из московских ЖБИ уже
налажен выпуск плит со специальным тактильным нанесением для
слабовидящих. В общем, можно создать все условия, чтобы инвалид без
посторонней помощи смог передвигаться по городу.
Сложнее приспособить не новостройки, а старые объекты. Только если
они попадают под реконструкцию, к ним предъявляются такие же
требования. А, например, в Берлине, который занимается этой работой с
1993 года, нашли простой выход: инвалидам предлагают переселяться в уже
полностью приспособленные дома. Но там почти нет частных домов - все
квартиры в аренде, поэтому проблем с переселением не возникает. В
Берлине везде на улицах можно встретить инвалидов. Москва, которая тоже
стремится стать "Городом без барьеров", пока остается полосой
препятствий. Вот для колясочников понижают на дорогах бордюрный камень
до 20 миллиметров - по существующему нормативу. Но и такую высоту
одолеть могут только молодые и сильные инвалиды. И уклон пандусов
слишком крут. Теперь, как сказали представители Мосгосстройнадзора,
специалисты будут пересматривать нормативы.
В мае в городе объявлен смотр-конкурс "Город для всех", в котором
может принять участие любая организация, которая старается сделать свое
здание, территорию доступными для маломобильных горожан.